Инвестиционный салон

Оценка бизнеса — главный аргумент собственника. шаг 1 (серия публикаций)

Этой статьей мы открываем серию информативных и обучающих публикаций «Привлечение инвестиций в бизнес. Шаг за шагом» для собственников и руководителей компаний. В этом и будущих материалах мы постараемся в простой и доступной форме показать: что необходимо делать компании, чтобы привлечь финансирование; какие процессы и процедуры необходимы для привлечения финансирования; а также попытаемся развенчать множественные мифы и развеять устоявшиеся стереотипы, связанные с инвестициями в Украину.

Как и в любом начинании, приступая к процессу привлечения инвестиций, собственнику и высшему руководству компании необходимо четко осознать для себя три вещи:

  • «Что конкретно требуется бизнесу (инвестиции под конкретный проект / новые рынки сбыта / опыт и знания инвестора / оптимизация стоимости существующего капитала /…)?»
  • «С каким конкретно предложением компания обратится к инвестору?»
  • «На чем основана выбранная позиция собственника и компании?».

Важно понимать, что существует множество различных типов инвесторов, каждый из которых ориентирован на сотрудничество со своим кругом компаний (по размеру / отрасли / стадии жизненного цикла бизнеса / региону /…). Большинство из них ежедневно рассматривают множество предложений и бизнес-планов. Таким образом, необоснованные, «сырые заявки» и «заявки не по адресу», вероятнее всего, будут отсеяны без детального ознакомления.

Краеугольным камнем любого процесса привлечения инвестиций в капитал является оценка стоимости бизнеса. Она позволяет понять: какие реальные возможности имеет компания; определить круг инвесторов, которым может быть интересно данное предложение; сформировать целостное понимание перспектив бизнеса и влияния тех или иных управленческих решений на дальнейший рост и развитие компании.

Украина и украинский бизнес не имеет истории и традиций работы на международном рынке капитала. Именно поэтому для подавляющего большинства собственников и менеджеров представление об оценке бизнеса ограничивается исключительно определением стоимости активов компании.

На самом же деле, данное понятие, в том смысле, в котором его воспринимает инвестиционное сообщество, гораздо шире и всеобъемлюще. По сути – это денежное выражение совокупности выгод, получаемых инвестором от владения корпоративными правами компании. В этом случае, оценка стоимости бизнеса представляет собой мощный инструмент для принятия качественных управленческих решений и построения грамотной стратегии компании. Ведь для того, чтобы отобразить весь спектр выгод инвестора, она должна включать в себя комплексное представление о существующем положении дел, динамике рынка, перспективах компании, качестве управления и влиянии любых изменений на развитие бизнеса. Более того, понимание механизма формирования стоимости позволяет заблаговременно осуществить мероприятия, направленные на ее максимизацию.

С одной стороны, это хорошая новость, так как реальная выгода от владения корпоративными правами компании зачастую превышает балансовую стоимость ее активов.

Плохая новость заключается в том, что понятие «выгоды» варьирует для различных типов инвесторов в зависимости от их целей и рыночных ожиданий. При этом существуют определенный набор подходов, которым придерживаются в большинстве своем при проведении оценки стоимости бизнеса. Таким образом, результат подсчетов оценки вашего предложения будет варьировать в некотором заданном диапазоне, кому бы вы его не отправили.

Так как процесс инвестирования зачастую сопряжен с передачей корпоративных прав, подобная унификация подходов к оценке накладывает определенные ограничения на возможности привлечений инвестиций компанией.

Приступая к переговорам, необходимо трезво оценивать ценность своего предложения для того или иного инвестора – это значит, понимать, каким образом он будет рассчитывать стоимость Вашего бизнеса. Важно соизмерять свои инвестиционные аппетиты и возможности.


УВИДЕТЬ СДЕЛКУ ГЛАЗАМИ ИНВЕСТОРА — ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВЫМ УСЛОВИЕМ УСПЕХА


В общем случае, можно разделить всех инвесторов на финансовых и стратегических.

Стратегические инвесторы – это крупные компании отрасли, рассматривающие инвестиции в компанию как способ получения рыночных преимуществ (выход на новые рынки, расширение номенклатуры производства, усиление существующих позиций). Для них важно, что может предложить компания уже сейчас – таким образом оценивается рыночная позиция, бренд, структура корпоративного управления, уровень технологий, текущее финансовое состояние компании, прогнозы продаж на ближайшие годы. При этом стратегически инвесторы изначально нацелены на приобретение крупной доли корпоративных прав (вплоть до 100%).

Финансовые инвесторы, в первую очередь, получают выгоду за счет последующей перепродажи своей доли в компании. Она может быть осуществлена посредством размещения акций на бирже, продажи стратегическому инвестору или первоначальному собственнику. Таким образом, на передний план выступает обоснованная способность и нацеленность компании расти и развиваться в будущем (3-5 лет), увеличивая тем самым рыночную стоимость капитала акционеров.

В процессе принятия решения рассматривается стратегия компании, инвестиционный план, их соответствие существующим рыночным трендам, конкурентная позиция, внешние возможности и угрозы в среднесрочной перспективе. При этом, в отличие от стратегических инвесторов, финансовые склонны минимизировать риски посредством широкой диверсификации своих инвестиционных портфелей, и потому зачастую приобретают небольшие доли корпоративных прав (до 25%).

В общем и в целом, собственник бизнеса должен понимать, что в процессе оценки обязательно будут рассмотрены результаты деятельности компании за прошедшие 2-3 года, стратегия компании, а также прогнозные показатели на 3-5 лет вперед. Ни один инвестор не воспримет Вас серьезно, если вы самостоятельно не произведете объективную оценку своих перспектив.

Первичное понимание возможной стоимости Вашего бизнеса можно составить на основании мультипликаторов стоимости.

Мультипликатор стоимости – усредненный коэффициент, который отображает соотношение рыночной стоимости вашей компании и отдельных ее финансовых показателей.

Для примера возьмем чистую прибыль. Безусловно, расчет любого мультипликатора требует проведения детального рыночного анализа, однако весьма усреднено можно задать следующие ориентировочные рамки соотношения стоимости бизнеса к чистой прибыли:

  • Для компании сферы услуг – от 1 до 2,5 (таким образом, скажем, туристическая компания, имеющая годовую чистую прибыль в USD 1 млн. долларов США грубо может быть оценена в приделах от USD 1 млн. до USD 2.5 млн.);
  • Производственные компании и компании розничной торговли – от 3 до 5 чистых прибылей.
  • Для высокотехнологичных компаний (например, альтернативная энергетика), имеющих, скажем, налоговые преференции – от 5 до 7 чистых прибылей.

Само собой, приведенные выше цифры являются скорее эмпирическим обобщением. Они приведены исключительно с целью задания рамочных параметров (от чего можно оттолкнуться при первичной оценке своих возможностей). Расчет стоимости компании по рыночному методу (а именно он предполагает использование мультипликаторов) требует детальнейшего анализа компаний-аналогов за длительный период и построение индивидуальной для каждой компании выборки сравнения. Это позволяет рассчитать целый набор различных мультипликаторов, каждый из которых по-своему характеризует ценность компании и возможности по ее максимизации.

Более того, расчет стоимости бизнеса исключительно на основании мультипликаторов также не является целостным и предполагает дополнительное применение прочих подходов. Использование этих подходов требует высокого профессионализма и глубокого понимания не только процессов внутри компании, рыночных тенденций, но и механизмов функционирования рынка капитала. Больше внимания различным подходам и методам оценки стоимости бизнеса мы уделим в наших последующих публикациях.

Процесс оценки является достаточно узкоспециализированным аспектом финансового анализа. Тем не менее, важно не только рассчитать, но и правильно донести, а главное убедить инвестора в объективности выбранной позиции.

Мы видим, что понятие оценки рыночной стоимости бизнеса куда шире, чем о нем привыкли думать многие собственники украинского бизнеса. Владение объективной информацией о ней, а также понимание механизмов ее формирования позволяет во всеоружии приступить к процессу привлечения инвестиций и на равных вести диалог с участниками международного рынка капитала.

Публикация «Оценка бизнеса — главный аргумент собственника» шаг 1 (из серии материалов «Привлечение инвестиций в бизнес. Шаг за шагом») подготовлена департаментом инвестиционного анализа Инвестиционной группы Авантаж Капитал. Перепечатки и использование в публичных источниках без ссылки на авторов – не допускается.

Продолжение следует

Контакты

ICOM Capital, LCC
ул. Сковороды, 6, оф. 2
Киев 04070
Тел./факс: +38 (044) 425 97 03
e-mail: office@icom-capital.com.ua

Поиск по сайту