Инвестиционный салон

Взгляд на предприятие глазами инвестора: быть или не быть? Инвестировать или нет? шаг 4 (серия публикаций)

С 17 октября, когда вышла наша первая публикация из серии «Привлечение инвестиций в бизнес. Шаг за шагом», мы осуществили три значимых шага (шаг 1, шаг 2, шаг 3…) для понимания важности проведения оценки стоимости бизнеса, о видах привлечения капитала и типах инвесторов, выяснили, что же мешает быть инвестиционно привлекательными. Сегодня мы делаем еще один шаг, который поможет нам лучше понять инвестора и посмотреть на свой бизнес его глазами.

Ваш будущий инвестор… Кто он? Его требования? Его цели? Ожидания? Где его искать? И как его «привлечь»?

По каким именно критериям принимается решение о вложении средств в то или иное предприятие, на чем основывается выбор инвестора, и каким образом предприятие представить в «особенном, выгодном свете», чем заинтересовать – на эти вопросы мы постараемся дать ответы в этой публикации.

Любой инвестор, вкладывающий свои средства в компанию, ставит перед собой цель: сохранить и приумножить свой капитал. Некоторые из них входят в бизнес в целью получать стабильный доход в виде дивидендов, а некоторые – с целью развития предприятия (увеличения его стоимости) и в последствии — перепродажи своих акций по более высокой цене (выход из инвестиций).

Многие инвесторы, как частные, так и институциональные, поныне широко используют критерии инвестирования, разработанные более 50 лет назад «отцом инвестирования на основе ценности», учителем самого Уоррена Баффетта*, Бенджамином Грэмом**.


В частности, к этим критериям относятся:
  • Дееспособность и репутация топ-менеджеров.
  • Значительная часть акций компании в собственности топ-менеджеров и членов совета директоров.
  • Превосходство товаров или услуг компании над товарами и услугами конкурентов, постоянный спрос потребителей на них.
  • Постоянный рост объемов продаж, прибыли и дивидендов.
  • Устойчиво высокая рентабельность операционной деятельности.
  • Высокая доходность акционерного и суммарного инвестированного капитала.
  • Высокий кредитный рейтинг компании и относительно небольшая доля обязательств в составе инвестированного капитала.
  • Активное инвестирование в исследования и разработки, их высокий уровень (что подтверждается прогрессивностью и техническим уровнем выпускаемых продуктов).
  • Лидерство в отрасли, наличие существенных конкурентных преимуществ.
  • Моральный климат в коллективе, модель оплаты труда, позволяющая нанимать и удерживать лучших специалистов.
  • Привлекательность текущего курса акций компании с точки зрения будущих прибылей и динамики коэффициента “цена/прибыль”(P/E).
Среди собственных критериев инвестирования Уоррен Баффетт называет следующие:
  • высокая доходность капитала и низкий уровень долгов.
  • доступность для понимания деятельности компании.
  • Способность генерировать положительный денежный поток.
  • Легкость и прозрачность управления.
  • Предсказуемость доходов.
  • Стиль управления ориентированный на владельца.

Из этого разнообразия критериев выделим и рассмотрим, какие же критерии становятся наиболее важными для инвестора в реалиях нашей экономики.

Для более четкого и структурированного понимания выделим два основных блока: Финансовые и Нефинансовые показатели, важные для инвестора.

Начнем с нефинансового блока. Что же является ключевым здесь?

Во-первых, каждый инвестор изначально оценивает макроэкономические риски при вложении средств, включая законодательные ограничения, особенности налоговой системы, динамику развития определенной страны, политические риски и др.

Во-вторых, инвестор тщательно анализирует отрасль, в которой оперирует компания: на каком этапе жизненного цикла находится выпускаемый товар, каковы размеры и темпы роста рынка, насколько инновационна продукция предприятия, какую долю рынка занимает компания, уровень конкуренции и т.д.

Наиболее привлекательными с точки зрения инвестора являются сектора рынка, имеющие большой объем (в денежном выражении от 200 млн. долл.) и стабильно растущие в течение последних лет, а также с позитивными прогнозами роста в стратегической перспективе. То есть рынок должен находиться на стадии своего развития и ненасыщенности предложения.

Кроме этого, инвестор исследует динамику объемов продаж и прибыли компании в течение последних нескольких лет — были ли достигнутые цели и задачи за этот период, насколько динамично развивалась компания. (Более подробно об этих показателях — в финансовом блоке).

Следующим ключевым моментом анализа предприятия является изучение стратегии его развития — насколько тщательно она проработана, обоснована, потенциально окупаема и доходна.

Прозрачность, реальность выполнения и эффективность внедрения предлагаемой стратегии зачастую определяют выбор инвестора в пользу той или иной компании.

Руководство предприятия должно четко определять как краткосрочные планы предприятия (на ближайшие 1-3 года), так и стратегические цели и перспективы развития своего бизнеса.

Кроме этого, инвестор, согласно сложившейся практике, предпочитает лично знакомиться с руководством предприятия. Заинтересованность руководства в своем бизнесе, его росте, приумножении капитала, энтузиазм предпринимателя, умение привлекать и удерживать способный энергичный персонал, опыт команды топ-менеджмента, способность вырабатывать эффективные управленческие решения, умение вести конструктивный диалог – центральные факторы, позитивно влияющие на выбор инвестора. Поскольку именно выверенные, грамотные решения топ-менеджмента позволяют развиваться предприятию.

При исследовании компании уделяется большое внимание непосредственно ее операционной деятельности, а именно производимой продукции или услуге, используемой технике и технологиям, качеству продукции, наличию постоянных контрагентов и устойчивости спроса, эффективности маркетинга и др.

Перейдем ко второму блоку: финансовые показатели глазами инвестора.

Какие же показатели финансовых результатов и финансового состояния наиболее важны при инвестиционном выборе?

Назовем ключевые показатели финансовых результатов с точки зрения инвесторов:

  1. Выручка от реализации, как совокупность средств, полученных от продажи продуктов/услуг. Данный показатель характеризует общий размер компании, помогает определить его масштабы. Наиболее пристальное внимание инвестор сосредотачивает на динамике выручки в течение последних лет. Темпы роста, стабильность, наличие колебаний, сравнение с показателями конкурентов и др.
  2. EBITDA – показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов (например, по кредитам) и начисления амортизации (как материальных так и нематериальных средств). Он удобен при анализе и сравнении доходностей различных компаний, так как устраняет эффекты от капитальных инвестиций (существенно влияющих на амортизационные отчисления и процентные платежи в определенных случаях) и влияние бухгалтерских решений. Показатель EBITDA позволяет в первом приближении оценить генерируемый компанией денежный поток, доступный к распределению между собственниками компании, инвесторами и государством. Кроме этого, инвестор рассматривает показатель маржи EBITDA (EBITDA margin) – соотношение EBITDA к выручке от реализации.
  3. Чистая прибыль характеризует объем средств, оставшийся в распоряжении предприятия после уплаты всех обязательных сборов и платежей. Данные средства могут быть использованы для реинвестирования в развитие предприятия, формирования фондов и резервов, кроме этого из данной суммы выплачиваются дивиденды акционерам компании. Здесь также инвестор рассматривает динамику чистой прибыли и маржу чистой прибыли (Net Income margin).

Каковы же главные показатели финансового состояния, характеризующие деятельность компании?

Основное внимание инвестора сосредотачивается на структуре капитала и эффективности его использования. В частности, анализируется соотношение собственных и заемных средств. Для промышленного предприятия собственные средства должны составлять не менее 40% капитала.

Рассматривая заемный капитал, следует изучить его внутреннюю структуру: объем долгосрочных и краткосрочных обязательств. Кроме этого инвестор оценивает стоимость привлеченного капитала, т.е. проценты за его использование, а также валюту, в которой взяты средства (надежность, тенденции, колебания курсов).

Как известно, актив баланса формируют необоротные и оборотные активы. При изучении необоротных активов инвестор в первую очередь оценивает уровень износа оборудования, а при рассмотрении оборотных средств – соотношение различных их компонентов и скорость оборотного цикла.

Изложенные выше показатели первоначально оцениваются инвестором при первом знакомстве с предприятием. Последующий, более тщательный анализ, включает в себя детальное изучение, как показателей прибыльности, так и индексов финансовой устойчивости и эффективности управления.

Кроме этого, вкладчик изучает сроки и реалистичность окупаемости инвестиций. Чем быстрее окупается проект, тем быстрее происходит рост предприятия и его стоимости.

Таким образом, подводя краткий итог, назовем несколько ключевых пунктов при принятии инвестиционного решения:

  • состояние отрасли, перспективы ее роста;
  • команда топ-менеджмента, их мотивация, опыт, способность принимать эффективные решения;
  • инновационность и качество продукции, сравнение ее с конкурирующими марками;
  • прозрачность и обоснованность стратегии развития;
  • оптимальная структура капитала, а также положительная динамика показателей прибыльности.

Уделяя должное внимание данным аспектам при управлении компанией возможно достижение высоких результатов деятельности и конкурентоспособности на рынке, формирование позитивного имиджа внутри инвестиционного сообщества.


*Уоррен Эдвард Баффетт (англ. Warren Edward Buffett; 30 августа 1930, США) — крупнейший в мире и один из наиболее известных инвесторов, состояние которого на 2010 год оценивается в 47 млрд. долл. США. Он считается одним из самых богатых людей в мире и вторым по размеру состояния жителем США. Известен под прозвищем Оракул из Омахи (англ. Oracle of Omaha).
**Бе́нджамин Грэм (англ. Benjamin Graham; 1894-1976, США) — известный экономист и профессиональный инвестор. Его часто называют «отец инвестирования на основе ценности» (англ. value investing).

Публикация «Взгляд на предприятие глазами инвестора: быть или не быть? инвестировать или нет?» (из серии материалов «Привлечение инвестиций в бизнес. Шаг за шагом») подготовлена департаментом инвестиционного анализа Инвестиционной группы Авантаж Капитал. Перепечатки и использование в публичных источниках без ссылки на авторов – не допускается.

Продолжение следует…

Контакты

ICOM Capital, LCC
ул. Сковороды, 6, оф. 2
Киев 04070
Тел./факс: +38 (044) 425 97 03
e-mail: office@icom-capital.com.ua

Поиск по сайту