Инвестиционный салон

Что мешает быть инвестиционно привлекательными? Над чем нужно работать украинским компаниям? шаг 3 (серия публикаций)

Мы, как было заявлено ранее, продолжаем цикл публикаций «Привлечение инвестиций в бизнес. Шаг за шагом», посвященных раскрытию актуальных проблем, вопросов и процедур инвестиционной деятельности. В этот раз хотелось бы остановиться на более чем актуальном вопросе — что же препятствует и мешает активизации инвестиционной деятельности?

Уже давно принято хаять инвестиционный климат, неблагоприятные условия для ведения бизнеса, политические катаклизмы и прочие макроэкономические и политические проблемы, влияющие на инвестиционную активность. Да, безусловно, эти факторы имеют существенное влияние. Но в той же степени, в которой инвестиционные процессы определяются внешними обстоятельствами, они жестко детерминированы факторами, лежащими на стороне компании. И если на внешние обстоятельства мы можем повлиять весьма опосредованно, то на внутренние факторы – никто кроме собственников и топ-менеджеров компании повлиять не может.

Эти факторы сводятся к следующим проблемным зонам, являющимся типичными для подавляющего большинства среднего украинского бизнеса.

1. Качество финансового менеджмента, отсутствие информации и навыков ее структурирования.

Украинский бизнес формировался в условиях постоянной «борьбы» с государством. Эти «боевые» действия привели к тому, что учетная политика, используемая в компаниях, зачастую не позволяет получить всю необходимую для принятия инвестиционного решения информацию и, тем более, определить адекватную стоимость бизнеса. В инвестиционном анализе применяется набор параметров, достоверное определение которых для многих компаний, зачастую, затруднительно. С другой стороны, существуют сложности аудита такой финансовой отчетности.

Вывод: Чем раньше компания начнет выстраивать правильную систему финансового менеджмента, внедрять систему бюджетирования, заниматься финансовым планированием, тем легче, быстрее и комфортней будет происходить процесс подготовки компании к выходу на рынки капитала.

2. Отсутствие стратегического управления и планирования.

Инвесторы, по сути, покупают будущее компании. И успех этого приобретения определяется тем, насколько это будущее является перспективным и заманчивым, с одной стороны; и насколько достижение этих перспективных целей является реалистичным. Вот этот компромисс между «заманчивостью» и «реалистичностью»,как раз, и является «ахиллесовой пятой» нашего бизнеса.

На практике существует две крайности:

первая — когда компания с трудом может сформулировать свое видение в средне-долгосрочной перспективе и не имеет внятных и, самое главное, конкретных и обоснованных программ развития, для реализации которых нужны совершенно конкретные финансовые ресурсы;

вторая — планы компании являются амбициозными и грандиозными, но отсутствует четкая и внятная аргументация их достижимости.

Вывод: Стратегия компании – это не набор красивых фраз, а набор четких целей, ресурсов и результатов, соотнесенных с конкретным периодом времени и рыночными тенденциями. По сути, чем раньше компания начнет идеи развития переводить в формат четких, конкретных и аргументированных цифр и показателей, тем быстрее можно найти компромисс и инвестиционные решения для этого бизнеса.

3. Информационная закрытость.

Наш средний бизнес эволюционировал в «партизанском» режиме и законы конспирации выросли в систему взаимоотношений с внешней средой. Часто компания может выстраивать достаточно эффективные коммуникации со своими потребителями, но не имеет никаких коммуникативных механизмов для общения с субъектами рынка капитала.

Вывод: «Нет информации – нет компании!» — вот основной тезис, определяющий успешность продвижения компании на рынок капитала. Компании, претендующей на получение иностранных инвестиций, необходимо начинать выстраивать коммуникации не только с потенциальными клиентами, но и с инвестиционным сообществом, и занимать устойчивое и постоянное место в информационном пространстве.

4. Ментальные особенности.

Наверное, это своего рода плата за то, что институт частной собственности отсутствовал в нашей стране во время тотального обобществления. В независимой Украине восприятие собственности как «обще-ничейной» резко сменилось на позицию «только мое и ничье больше». На практике это создает глубокий психологический барьер и часто делает невозможным появление новых партнеров-инвесторов. Как следствие, инвестиционная активность, не отождествляемая с корпоративными отношениями, сводится к поиску «на манер» — «дайте денег для проекта под будущее распределение будущей прибыли».

Инвестиционная потребность: В конечном итоге, успех привлечения ресурсов на инвестиционном рынке определяется тем, существует ли у компании внятная, четкая, аргументированная и, самое главное, жизненно необходимая потребность в инвестиционных ресурсах. Если она есть и она осознанна и конкретна, то ее реализация – это уже в большей степени вопросы реализации технологий!

Выводы и рекомендации:

Успех компании в поисках финансирования на рынке капитала во многом определяется внутренними факторами:

  1. Наличием сильной и понятной стратегии;
  2. Качеством финансового менеджмента;
  3. Информационными коммуникациями.

Это тот набор функций, создание которых требует определенных усилий и целенаправленной работы внутри самой компании. И чем раньше компания начнет работать в этих направлениях, тем комфортней и быстрее она сможет пройти путь на рынок капитала.

«Дорогу осилит идущий!» (Луций Сенека)

Публикация «Что мешает быть инвестиционно прилекательными? Над чем нужно работать украиским компаниям?» (из серии материалов «Привлечение инвестиций в бизнес. Шаг за шагом») подготовлена Инвестиционной группой Авантаж Капитал. Перепечатки и использование в публичных источниках без ссылки на авторов – не допускается.

Продолжение следует…

Контакты

ICOM Capital, LCC
ул. Сковороды, 6, оф. 2
Киев 04070
Тел./факс: +38 (044) 425 97 03
e-mail: office@icom-capital.com.ua

Поиск по сайту